Введение санкций против России в 2022 году значительно повлияло на деятельность многих компаний, в первую очередь транспортных. Началась масштабная перестройка международных экономических связей, что привело к трансформации логистических цепочек поставок, изменению маршрутов и объемов контейнерных перевозок, переориентации их на азиатские рынки.
Против Российской Федерации было введено более 9 000 санкционных мер, суммарно увеличивших количество санкций до 12 000 с учетом ранее опубликованных ограничительных и запретительных документов.
Отказ крупнейших контейнерных линий и хабов Европы работать с российскими грузами повлиял на работу российских северо-западных портов, где оказалось заблокировано до 50% товаров, которые шли на импорт в Россию и до 60% российского экспорта. Приостановка букинга на перевозку оказала значительное влияние на рост стоимости перевозок и сроки перемещения грузов.
Стремительные события вызвали стремительные ответные меры в виде оперативно принятого постановления о легализации параллельного импорта и закона о повторном использовании контейнерного оборудования. Данные меры были призваны сдержать формирование неудовлетворённого спроса и обеспечить рынок контейнерным оборудованием.
После возникновения геополитических и экономических конфликтов с западными странами стала очевидной необходимость ускорить развитие экономических отношений со странами АТР, сформировалась устойчивая концепция развития логистики – «Поворот на Восток».
В связи с эти нам показалось интересным проанализировать основные изменения рынка контейнерных перевозок в Дальневосточном регионе. Ведь изменения транспортных путей повлекут за собой неминуемую перестройку инфраструктуры в виде таможенных представителей, складов, перевозчиков и др.
Давайте рассмотрим, что на данный момент происходит в Логистике ДВ РФ.
По данным FESCO, ведущей транспортной компании на Дальнем Востоке, за первые 6 месяцев 2022 года экспортные потоки из портов Дальнего Востока увеличились на 21%. Отдельно хочется отметить поставки угля, которые увеличились на 42% в сторону Китая и на 60% в сторону Индии. Большая часть отправок осуществлялась из порта Восточный.
Высокий рост объемов экспорта показывает не только уголь. В сентябре 2022 главный российский контейнерный оператор Global Ports заявил о росте контейнерного потока через терминалы Дальнего Востока на 29%.
Для оценки влияния санкционного кризиса на трансформацию Дальневосточного рынка контейнерных перевозок был проведен опрос экспертов логистической отрасли региона, входящих в руководящий состав транспортных компаний Дальнего Востока: ООО «Феско интегрированный транспорт», АО «Евросиб СПб — транспортные системы», ООО «СиЛайнер», ООО «Единая транспортная — ДВ», ООО «ВЛ-Лоджистик», ООО ЛК «Эл Си Эл-Восток Групп», ООО «РЖД — Логистика», ООО «ПЭК», ООО «Эни Шип Лоджистикс».
Ранжирование мнений опрошенных экспертов по степени влияния различных факторов на логистический кризис в 2022 году представлено на рисунке 1. Для оценки влияния была выбрана шкала от 1 до 5 баллов, в которой 1 балл означает наименьшее влияние, а 5 баллов — наибольшее.
По мнению многих экспертов, факторами, оказавшими наибольшее негативное влияние на деятельность компаний, являются уход с рынка РФ крупных контейнерных перевозчиков, дефицит контейнеров, запрет на перевозку определенных видов грузов из Азии в Россию и высокую волатильность курса доллара.
По оценке опрошенных экспертов, концепция «Поворот на Восток» вероятнее всего приведет к увеличению объемов импортных и экспортных, а также внутрироссийских контейнерных грузоперевозок через порты Дальнего Востока в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Этот прогноз начал сбываться.
По данным портала InfraNews, перевалка контейнеров в Дальневосточном бассейне по итогам января-августа 2022 года выросла на 6,1%, до 1,46 млн TEU. Рост контейнерооборота в Арктическом бассейне составил 22% год к году, Каспийском – 77%. Порты Балтийского бассейна потеряли 48% оборота, перевалив 863,6 тыс. TEU против около 1,7 млн TEU годом ранее. Азово-Черноморский бассейн потерял 10,8% оборота, перевалено 504,86 тыс. TEU против 566,23 тыс. TEU годом ранее. Данные представлены на рисунке 2.
Данные, приведенные на рисунке 2 показывают рост контейнерных перевозок через порты Дальнего Востока.
Большинство опрошенных компаний готово к увеличению контейнерного грузооборота при реализации сценария “Поворот на Восток”. Они готовы развиваться, содействовать скорейшей перевалке грузов. Эксперты сообщили, что у них уже заново выстроены логистические цепочки, закуплено контейнерное оборудование, но они опасаются, что основным ограничением в реализации сценария “Поворот на Восток” станет малая пропускная способность Дальневосточных морских и железнодорожных контейнерных терминалов. Так, в самые грузонапряжённые месяцы с сентября по декабрь традиционно в регионе отмечается увеличение сроков ожидания на рейде возможности встать к причалу от одного — двух недель до месяца. Осенью 2022 года отмечается острая нехватка фитинговых платформ для отправки прибывших в порты контейнеров далее по железной дороге в регионы РФ.
Увеличение загруженности региона должно стимулировать его дополнительное развитие. На Восточном Экономическом Форуме, который прошёл в сентябре 2022 года во Владивостоке было заявлено, что до 2030 года в развитие портов Приморского края будет инвестировано около 400 млрд рублей. Финансирование уже начинает реализовываться, в Шкотовском районе Приморского края, в бухте «Суходол» на 80% завершено строительство нового угольного порта, который, в перспективе, будет пропускать через себя 20 млн тонн угля в год. К 2025 году в этом порту должен появиться контейнерный терминал, а к 2027 году- зерновой. Согласно федеральному проекту ТЛЦ до 2024 года, суммарная мощность введенных в эксплуатацию грузовых мультимодальных транспортно- логистических центров должна составить не менее 51,6 млн тонн.
Президент РФ В.В. Путин назвал Сибирь и Дальний Восток «Национальным приоритетом на весь XXI век». Сейчас в мировой геополитике непростая ситуация и может показаться, что это время для снижения торговой активности, но торгово-экономические связи всегда находят способ адаптироваться и перестроиться. Ухудшение отношений с Западными странами дало дополнительный стимул для выстраивания более крепких торговых отношений с Азиатско-тихоокеанским регионом и, следовательно, к необходимости развития логистических мощностей в Дальневосточном регионе страны, перспективы развития которого на данный момент являются очень значительными.
Статью подготовили:
М.Е. Брылева,
кандидат экономических наук, административный директор Диалог Терминал,
г. Санкт-Петербург
Н.П. Белозерцева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и торговли, ВВГУ,
г. Владивосток
Оставить комментарий