В октябре 2023 года появилась информация о том, что Президент РФ Владимир Путин дал задание профильным ведомствам изучить перспективы Северо-Сибирской магистрали. Результаты исследования такого расширения железнодорожных путей должны предоставить не позже 01.03. 2024 года. Новая ветка будет выходить на БАМ. Цель строительства магистрали – взять на себя часть грузов, которые перемещаются по железной дороге, прежде всего, угля из Кузбасса.
Кто будет заниматься вопросом
Изучать вопрос с технической и экономической стороны и готовить доклад поручили нескольким ведомствам. Основные ответственные по вопросу – Правительство РФ и руководство региона Кемеровской области. К ним подключатся ученые из Российской академии наук. В рабочей группе присутствуют представители ОАО «Российские железные дороги».
История проекта
Идея Северо-Сибирской магистрали не новая. Проект ветки разрабатывали и обсуждали еще во времена СССР, несколько раз к нему возвращались. Тогда планировалось, что железнодорожный поток пройдет от Ханты-Мансийского округа до БАМа. Магистраль должна была стать объектом стратегического назначения протяженностью более 2 тыс. км. В проекте на 1983 год было разработано 5 вариантов маршрутов, но до строительства дело так и не дошло.
К вопросу Северо-Сибирской магистрали очередной раз вернулись в начале 2000-х годов. Экономическую целесообразность строительства обосновали тем, что за счет железной дороги будут активно развиваться северные территории, станет проще вывозить уголь из Кемеровской области. Поскольку ветка возьмет на себя часть грузооборота, то это увеличит интенсивность потока пассажиров по Транссибирской магистрали. Варианты маршрутов включали прохождение через Томскую, Иркутскую области, Красноярский край, ХМАО.
Нынешние условия
В настоящее время задача Северо-Сибирской магистрали – облегчить работу Транссибирской и Байкало-Амурской веток. Они сильно загружены из-за того, что логистика государства ориентирована на Китай. Строительство новой железной дороги способно улучшить ситуацию.
Правда, проект дорогой и требует много времени на реализацию. Это связано со сложными условиями работы: дорогу придется прокладывать по болотистому грунту, в условиях севера. Да и протяженность не малая – около 2 тыс. км. Предыдущие расчеты показали, что строительство магистрали обеспечит прирост ВВП на 0,2-0,4%, что намного выше, чем бюджет проекта. По предварительным оценкам Северо-Сибирская магистраль обойдется в 6-15 млрд. долларов, т.е. по 3-5 млн. долларов за каждый км железной дороги.
Оставить комментарий