Госдума вернулась к проблеме единого реестра автомобильных перевозчиков грузов. Глава Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев направил законопроект на рассмотрение депутатов.
С 2009 года в России вместо обязательного лицензирования был введен уведомительный порядок старта деятельности в сфере автоперевозок. По истечению времени стало видно, что данные правила соблюдает лишь 20% всех участников рынка.
Инициаторы нововведения подчеркивают, что Ространснадзор озабочен отсутствием контроля за деятельностью большей части собственников грузовых автомобилей. Более половины услуг в отрасли перевозки грузов происходит с незаконным уклонением от налогов. Таким образом, сознательные перевозчики проигрывают им в борьбе за клиента.
В пояснениях к нововведению отмечается, что создание реестра призвано улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения. По имеющимся данным, число дорожно-транспортных нарушений, допущенных водителями грузовиков, неуклонно растет, а количество пострадавших в 9 раз больше, чем в ДТП с пассажирским транспортом.
Авторы законопроекта надеются на повышение легальности рынка внутренних грузоперевозок автомобильным транспортом, обеспечение контроля за грузоперевозками автомобильным транспортом, а также на рост доходов бюджета на 450 млрд руб. в год.
Принципы работы реестра
Действие реестра распространяется на внутренние коммерческие перевозки по России. Международные грузы, доставка грузов для личных потребностей, перевозка по дорогам ниже класса общего пользования продолжатся без изменений.
Обязанность внесения сведений в реестр автомобильных перевозчиков возлагается на всех собственников грузовиков массой свыше 3,5 тонн, а также их пользователей по иному праву владения. Запрещается коммерческая эксплуатация транспорта в отсутствие записи в реестре.
Клиенты перевозчиков, не зарегистрированных в реестре, несут ответственность наряду с самим перевозчиком.
Разрешается не вносить сведения в реестр международным грузоперевозчикам, работающим в России, так как они с 2021 года регистрируются в реестре допуска.
Сведения, необходимые для внесения записи в реестр
Запись в реестре приравнивается к уведомлению о начале работы перевозчика.
Необходимо сообщить данные о транспорте и владельце:
- Наименование компании или ФИО предпринимателя;
- ИНН, адрес и контакты для связи (номер телефона и e-mail);
- ФИО ответственного сотрудника, на которого возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения;
- Модель, марка и номер грузового автомобиля, его масса;
- Документ, подтверждающий право аренды;
- Реквизиты полиса ОСАГО.
Устанавливаются следующие требования к перевозчику:
- Финансовая устойчивость
- Профессиональная репутация
- Компетентность в сфере деятельности
Кандидат на включение в электронный реестр на право перевозок должен не иметь задолженности перед бюджетом, руководитель — без непогашенной уголовной судимости за экономические преступления, нарушения ПДД и иные действия, указанные в законопроекте.
Профессиональную компетентность удостоверяется фактом работы ответственного сотрудника, на которого в компании возложены обязанности обеспечения безаварийной езды.
Сроки внесения записи в реестр
После направления уведомления от инициатора запись о перевозчике в реестре появляется на следующий день, и он может начать осуществлять перевозку грузов. Заявитель получает в подтверждение выписку из реестра в электронном виде с указанием QR-кода.
Все данные из реестра будут находиться на электронной платформе «ГосЛог».
Исключение из реестра
Исключение грузоперевозчика из реестра происходит в следующих случаях:
- Снятие с учета юридического лица или ИП;
- Решение суда после установления вины в ДТП с погибшими или пострадавшими в тяжелой степени;
- Выявление нарушений в виде несоответствия требованиям финансовой состоятельности, профессиональных качеств, отсутствия обязательного страхования, права собственности и других. Перевозчику дается 10 дней на устранение недостатков, но решение об исключении из реестра принимается только судебной инстанцией.
Когда начнет действовать реестр перевозчиков
Инициаторы закона планируют ввести в действие реестр автомобильных перевозчиков к 1 марта 2025 года.
Предлагается ввести переходный период, который составит 180 дней для крупнотоннажных грузовиков свыше 12 тонн, и 270 дней от даты вступления закона для владельцев грузового транспорта от 3,5 до 12 тонн.
Мнение экспертов
Эксперты Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов опасаются роста экономической нагрузки на владельцев транспорта, что приведет к дефициту машин и росту тарифов в два раза.
Вероятен уход с рынка мелких компаний, который занимают значительную долю в отрасли перевозок. Необходимо продумать систему мотивации для поворота в легальное поле деятельности.
Для поддержки малого и среднего бизнеса в данной сфере важно разработать меры переходного периода и провести обучение персонала работе в новых условиях. Эксперты предупреждают о возможном росте расходов на доставку и удорожанию товаров для конечного потребителя.
Оставить комментарий